СУФИЗМ:
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: Как давно
существует суфизм?
Ответ: Суфизм существовал
всегда. Он
практиковался в самых
разных формах, а
поскольку их
внешняя скорлупа
была различной,
незнающие обманывались, думая, что они
не связаны между собой.
Вопрос:
Являет ли собой суфизм внутренний смысл
ислама, или он
имеет более широкое приложение?
Ответ: Суфизм есть знание,
посредством которого человек познает
себя и достигает постоянства.
Суфизм может учить
в любой одежде, как
бы она ни
называлась. По
ходу истории
религиозные одежды
называлась различными
именами.
Вопрос: Для чего
человеку изучать суфизм?
Ответ: Потому что человек
создан, чтобы изучать его; это его
следующий шаг.
Вопрос:
Однако большинство
людей считает,
что их
следующим шагом являются учения,
имеющие другие названия.
Ответ:
Это обусловлено
тем, что
в человечестве
явлены две
формы понимания: Большое
Понимание и Малое Понимание.
Большое Понимание
-- это когда человек
хочет обрести понимание,
а вместо
этого приобретает лишь убеждение в
истинности определенного пути. Малое
Понимание есть только тень Большого Понимания.
Подобно тени,
это есть
лишь искажение
реальности, сохраняющее только часть
прообраза.
Вопрос: Но разве тот
факт, что
суфии всегда были столь
знаменитыми и почитаемыми людьми, не
привлекает людей к учению?
Ответ: Суфии, известные
широкой публике, составляют лишь
меньшую часть всей совокупности
суфиев: это те,
кто не смог избежать гласности. То, что
потенциальный ученик
стремится попасть
к Учителю,
вами признанному,
характерно для Малого Понимания.
Впоследствии он сможет узнать лучше.
Вопрос:
Существует ли расхождение
между суфизмом и другими
формами мышления?
Ответ:
Этого не может
быть, ибо суфизм воплощает
все формы мысли;
каждая по-своему пригодна.
Вопрос: Связан
ли суфизм с определенным языком,
определенной общиной, определенной
исторической эпохой?
Ответ: Внешний лик суфизма в
отношении любого данного момента, места
и общины может
часто меняться, поскольку суфизм должен
представляться в виде, который может быть
доступен любому народу.
Вопрос:
Является ли
это причиной
того, что
суфийские учителя
разработали множество разнообразных
систем и жили в самых разных странах?
Ответ: Другой причины нет.
Вопрос: Все же люди
норовят посещать учителей в других странах,
даже не зная их языка.
Ответ:
Такие действия,
если только
они не
обусловлены особыми
указаниями в особых целях, могут относиться
лишь к Малому Пониманию.
Вопрос: Существует ли
разница между тем, что человек хочет
приобрести, и тем, что ему нужно
приобрести ради его внутренней жизни?
Ответ: Да,
почти неизменно.
И задача
Учителя состоит в том, чтобы построить
правильное действие,
отвечающее нуждам, а не желаниям.
Желания относятся к области Малого
Понимания.
Вопрос: Является ли
ваше деление Понимания на Большое и Малое
общим для всех суфиев?
Ответ: Ничто, выраженное
словами, не является общим для всех суфиев.
Вопрос: Что является общим
для всех форм суфизма?
Ответ:
Существо Учителя,
способности учеников,
индивидуальные особенности
отдельных членов,
взаимодействие между
членами общины,
Реальность позади форм.
Вопрос:
Почему некоторые
суфийские учителя
посвящают учеников
в несколько различных орденов?
Ответ: Потому что
эти ордена
представляют собой учебные
заведения, созданные
для работы
с людьми
в соответствии
с их
индивидуальными особенностями. Люди
отличаются друг от друга.
Вопрос: Но ведь сбор
информации о суфиях и их учениях
не может не быть добрым делом, ведущим к
знанию?
Ответ:
Это вопрос
Малого Понимания. Сведения
о деятельности
одной группы суфиев
могут оказаться
пагубными в
отношении потенциальных
возможностей другой.
Вопрос:
Почему нам
так мало
известно о
школах Ахмада
Йасави из
Туркестана и ибн аль-Араби из Андалузии?
Ответ: Потому что в
сфере Большого Понимания
мастерская разбирается,
когда труд окончен.
Раис Чакмакзаде
Из
книги "Путь суфиев" Идрис Шаха.
|