САМАРКАНД  БУХАРА  ТАШКЕНТ  СУФИЗМ  ФОТО  ОТЗЫВЫ

На главную

Заказать тур
Маршрут  тура
Виза
ЧаВо
 

 


Погода в САМАРКАНДЕ

 

САМАРКАНД

История Самарканда насчитывает больше 2,500 лет. Более раннее название города - Афрасиаб (один из переводов "стоящий рядом с Сиабом" - речка такая). Сейчас руины этого городища находятся на окраине Самарканда. Афросиаб находился немного севернее нынешнего Самарканда на возвышенности. Говорят, что после завоевания этих мест Александром Македонским, он велел построить в ознаменование своей победы храм. Этот храм строили два мастера Самар и Канд. Вокруг этого храма стал застраиваться новый город, который и был назван Самарканд.

Я расскажу о Самарканде, о его памятниках. Мы совершим с вами виртуальный тур по Самарканду. Этот тур я сначала совершил сам, и вот предлагаю совершить и вам. Так что здесь я буду говорить от своего имени.

Экскурсию свою начал я с посещения мечети Хазрати Хызр, расположенного  рядом сЭто Самарканд! городищем Афросиаб. Чтобы войти в мечеть необходимо подняться вверх по крутым ступенькам. Отсюда для меня открылся величественный вид старой части Самарканда.

Вдали виднеются голубые купола ансамбля Биби-Хоним и купола медресе на площади Регистан. Это постройки времен Тимура. Им по 600 лет. Рядом со всем этим великолепием Сиабский базар - самый старый и самый большой базар Самарканда. Огромное количество людей с мешками, ведрами, узлами, сетками. Машины, тележки, повозки. И такое ощущение, что эти люди просто не замечают того, что их окружает. Оказывается, все приедается, даже ТАКОЕ! Эти древние стены, минареты и купола чего только не видели за это время.

Поднялся я в мечеть, и там смотритель мечети рассказал об истории этой мечети и о личности Хазрата Хизра.

- Аллах создал дух Хазрата Хизра  за 300 лет до создания Земли и всего остального. Когда же он облек Хизра в материальную форму, то дал ему вечную жизнь и сделал его властителей всей воды. В греческой мифологии ему неверно приписаны божественные свойства и соответствует он богу воды - Нептуну. Он считается одним из тех святых,  встретив которого человек становится счастливым, здоровым, богатым - начинают исполняться желания. Говорят, что человек в течение жизни может три раза встретить Хазрата Хизра.

Мечеть Хазрати ХизрЧто касается истории этой мечети, то он появился где-то 1280 лет назад, когда по преданию, Хазрат Хизр указал на это место, как на место погребения пророка Хуснийо. С этого места начало разрастаться кладбище, которое было закрыто в 1969 году и сейчас является памятником, охраняемым ЮНЕСКО.


В приватной беседы ходжа рассказал, что на самом деле здесь покоится не только тело пророка Хуснийо. Здесь есть семь уровней захоронения и на каждом уровне тела святых или пророков. 

Попрощавшись с ходжой я направился к мавзолею Шахи-Зинда. 

Мавзолей находится где-то в 400 метрах от мечети Хазрати Хизр. Шахи-Зинда означаетМавзолей Шахи-Зинда "живой шах". Племянник пророка Мухаммада Кусам ибн Аббос был послан в Моверауннахр (историческая область, в которую входил и Самарканд) для продвижения новой религии - Ислама. Кусам ибн Аббос нашел пещеру в одной из возвышенностей недалеко от Самарканда и поселился в ней. Он вел аскетический образ жизни проводя время в молитвах и распространяя идеи новой религии. Благодаря его призывам и проповедям большая часть самаркандцев приняла Ислам.

Исполнив желание пророка Мухаммада, Кусам ибн Аббос в один из дней на глазах собравшихся для молитвы людей отрезал свою голову, взял в правую руку и спустился в глубокий колодец, ведущий в поземный сад, где и продолжает жить до сих пор. С тех пор это место и называется Шахи-Зинда. На надгробии Кусама имеется следующая цитата из Корана: "И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые!"

Шахи-ЗиндаСейчас Шахи-Зинда - это большой мавзолей, где погребены люди веры. Здесь же есть и мечеть, куда можно войти и помолиться.

Как я уже говорил, Шахи-Зинда находится на возвышенности и поэтому нужно подниматься по ступенькам. Говорят, что если сосчитать количество ступенек, когда поднимаешься и сосчитать, когда опускаешься они будут разными. 

Вообще все эти места связанные с именами великих людей, возведенных в рангМавзолей Шахи-Зинда святых, считаются святыми местами. Сейчас сюда приходят не только туристы, но и те, кто хочет избавиться от недугов, несчастий, приобрести счастье и богатство. Это место паломничества. И есть огромное количество историй, когда после посещения этого места жизнь людей менялась.  

Эшон-бобо, который был с нами во время поездки по Самарканду рассказал одну из таких историй, свидетелем которой он сам был. 

- Несколько лет назад ко мне по рекомендации Института Норбекова приехали парень с девушкой. Они приехали из Америки. Сами узбеки, их деды еще эмигрировали от сюда. Так вот, они были мужем и женой, и у них несколько лет не было детей. Чего только они не перепробовали и где только не побывали - ничего не получалось. Приехали они ко мне, и я их прямиком привез сюда. Почитал Коран здесь. И они уехали. Где-то через год я узнал, что у них родилась двойня - мальчик и девочка.

После "Шахи-Зинда" я направился к Сиабскому базару. Как я уже говорил, это самый большой базар в Самарканде. За последнее время базар стал очень и очень большим. 

К моему удивлению рядом с базаром шло представление. В народе их называют "дорбозами" (канатаходцы), хотя эти по канатам не ходили - просто уличный цирк. 

На базаре я первым делом подошел к продавцам лепешек. Дело в том, что самаркандские лепешки ценятся по всему Узбекистану. Если кто-либо на своем пути пересекает Самарканд, то обязательно берет с собой эти лепешки. Лепешки очень вкусные и очень питательные. Я слышал, что в Ташкенте пытались делать такие лепешки. Установили тандыр - печь глиняную, пригласили лучших пекарей из Самарканда, но таких лепешек как в Самарканде не получалось. Чего только не делали. В конце концов сказали, что вода в Самарканде особая. Предпринимателей трудно остановить такими пустяками, и они привезли и воду из Самарканда, а это 300 км. Все равно лепешки не получились. Пришлось эту затею оставить. Так что самаркандская лепешка - это самая эксклюзивная лепешка в мире :).

Ансамбль "Биби-Хоним"Прямо с базара я вошел в мечеть Биби-Хоним. Говорят, что мечеть была построена в 1399-1404 годах Тимуром после победоносного похода в Индию. Мечеть Биби-Хоним -  самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. В то время в Самарканде жили самые именитые мастера Востока. Со всех завоеванных земель Тимур направлял в Самарканд художников, строителей, гончаров, кузнецов, оружейников. 

По другой легенде эту мечеть построила старшая жена Тимура, чтобы сделать подарок в честь его побед.

В своем первоначальном виде мечеть представляла собой гигантское сооружение, состоявшее из многих построек Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минареты не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет высотой в 20 метров; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн. 

Но огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Давайте, мы тоже двинемся к площади Регистан. 

Площадь Регистан - это одно из самых красивейших мест города. От базара кМагазин на улице Ташкентская Регистану ведет улица Ташкентская. Раньше эта улица была одной из самых центральных в Самарканде и с очень плотным автомобильным движением. Сейчас - это пешеходная улица, по обоим сторонам которой расположены многочисленные магазины, в том числе и не совсем обычные. В один из таких магазинов я зашел. 

Подходя к площади Регистан я увидел "паломников" из других городов Узбекистана. Было время дневного намаза - молитвы, и старики, устроившись прямо на газоне, молились Аллаху. 

Площадь Регистан - величественный памятник. Это нужно просто увидеть.Площадь Регистан

Площадь эта была центром города и при Тимуре здесь находился центральный базар. Затем началась застройка этой площади, и сейчас на этом месте стоят три медресе, образующие единый ансамбль. 

Первым за строительство на этой площади взялся внук Тимура Улугбек, который был правителем этого города + ученным. Медресе УлугбекаМедресе Улугбека было сооружено в 1417-1420 годах. В художественном отношении оно не уступало постройками Тимура, но значительно превосходило их по своей прочности. Медресе имело 50 худжр (кельи) и в нем обучалось более ста студентов. И сам Улугбек преподавал в этом медресе.

Через 200 лет, тот самый Ялангтуш-бий, о котором уже Медресе Шер-Дор упоминалось, начал строительство нового медресе прямо напротив Медресе Улугбека. Медресе это называется Шер-Дор - "со львами". На портале изображены фантастические звери - тигро-львы, охотящиеся за сернами. Строительство началось в 1619 году и продолжалось 17 лет.  Медресе Шер-Дор является точным подражанием Медресе Улугбека. 

Третье медресе - Тилля-Кори ("усыпанное золотом") замыкает площадь Регистан сМедресе Тилля-Кори третьей северной стороны. Строительство этого медресе начал в 1646-1647 годах тот же самый Ялангтуш, но скончался, не увидев завершения строительства. Постройка замечательна стенной живописью и богатой позолотой внутренних стен главного помещения мечети.


Следующее место, которое мы посетим - это святыня Гавсул Аъзама, расположенная в Ургутском районе Самаркандской области.

Гавсул Аъзам Абу Мухаммад Муйиддин Саййид Абдулкодир Гилоний родился в 1079 году в области Гилани. Абдулкодир Гилоний был основателем суфийского ордена "Кадирия". Вот что о нем пишет Идрис Шах в своей книге "Путь суфиев":

     "Хадрат  ("Присутствие")   Абдул  Кадир  разработал  систему   вызывания духовных состояний, названную Наукой Состояний. Под пером последователей его деяния   приобрели  настолько  преувеличенный  характер,  что  описание  его личности имеет мало общего с его собственным  определением облика суфийского Учителя.
     Излишне  пылкое  увлечение  экстазопорождающими  приемами,  несомненно,
является  причиной вырождения  организаций ордена Кадирийа.  Это  общий удел многих   энтузиастов,   когда  достижение  измененного   состояния  сознания становится  целью,   а  не  средством,  находящимся  под  должным  контролем специалиста...
     Подобно Джалалуддину Руми, Абдул  Кадир уже в  раннем  детстве проявлял
ярко  выраженные  сверхъестественные  способности,   и   его  жизнеописания изобилуют упоминаниями подобных случаев".

Один из таких случаев рассказал мне настоятель святого места, связанного с именем Гавсул Аъзама.

    "Вы знаете, что в каждом искусстве, ремесле есть свой Пир. Так вот Гавсул Аъзам был Пиром всех Пиров. И когда мы, начиная что-либо делать говорим "О, Пир, помоги в этом деле", то мы обращаемся именно к Гавсули Аъзаму.
     Однажды одна девушка, жившая в этих краях шла за водой. В тех местах проходил пастух. И пастух этот схватил за руку эту девушку. Оскорбленная девушка начала сопротивляться, призывая на помощь криками "О, Пир, помоги мне!". В это время Гавсул Аъзам в Багдаде, готовясь к молитве совершал омовение - в этот самый момент он мыл левую ногу. Услышав крик о помощи он взял свой левый кавуш (кожаная обувь на деревянной подошве) и кинул через плечо назад. Кавуш прилетел и ударился о пастуха и он исчез. Девушка тоже исчезла.
    И с тех пор это место стало местом паломничества многих людей. На месте падения Гавсули Аъзамкавуша выросла чинара и забил ключ. И люди приходят сюда за святой водой, которая избавляет от 70 недугов.
    Говорят, что Гавсул Аъзам узнает о том, что человек вышел из дома в намерением посетить это место после семи шагов, которые сделает этот человек выйдя из ворот своего дома. И весь путь до этого места Гавсул Аъзам находится рядом с этим человеком, молится и просит Аллаха о том, чтобы у него было семейное счастье, здоровье, изобилие в доме, чтобы были дети, если их нет. И молитву эту он повторяет 70 раз.
    Огромное количество людей, придя сюда избавились от болезней, у бездетных появились дети, душевнобольные приобрели покой".

Вот такое это место!

Прежде чем вернуться в Самарканд, давайте взглянем на некоторые Ургутские фотографии.

Ургут. Старики из махалли "Суфийон"

Ургут. Источник в  "Чор Чинор"

Ургут. Старики из махалли "Суфийон"

Ургут. Источник в "Чор Чинор"

1

Ургут. "Чор Чинор". Внутри одной из тысячелетних чинар

Ургут. "Чор Чинор". Внутри одной из тысячелетних чинар

1
1

Ургут. Лавка кондитера

Ургутский базар

Ургут. Лавка кондитера

Ургутские арбузы

1
1

Ургутский базар

Ургутский базар

1

Знаменитый на весь Узбекистан ургутский базар

Ургутский базар

Давайте вернемся в Самарканд и посетим могилу святого Даниила. Мавзолей пророка Даниила 

По одной из версий останки святого Даниила привез в Самарканд Амир-Темур. Говорят, что это более-менее реальная версия, т.к. Амир-Темур с почтением относился к святым, пророкам, и облагораживал места их захоронения.

По преданию, останки были нагружены на верблюдов. Дойдя до канала Оби Рахмат, что в Самарканде, они остановились и дальше не захотели идти.

Место захоронения святого Даниила почитается представителями всех религий. Поэтому здесь можно увидеть паломников из различных стран и всех религиозных конфессий. Как и во многих святых местах Самарканда, здесь есть ключ с целебной водой. Вода эта исцеляет не только тело, но и душу.

11111111
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz