САМАРКАНД
История
Самарканда
насчитывает
больше 2,500 лет.
Более раннее
название
города -
Афрасиаб (один
из переводов
"стоящий
рядом с
Сиабом" -
речка такая).
Сейчас руины
этого
городища
находятся на
окраине
Самарканда.
Афросиаб
находился
немного
севернее
нынешнего
Самарканда
на
возвышенности.
Говорят, что
после
завоевания
этих мест
Александром
Македонским,
он велел построить
в
ознаменование
своей победы
храм. Этот
храм строили два
мастера
Самар и Канд.
Вокруг этого
храма стал
застраиваться
новый город,
который и был
назван
Самарканд.
Я
расскажу о Самарканде, о его
памятниках. Мы совершим с вами
виртуальный тур по Самарканду. Этот
тур я сначала совершил сам, и вот
предлагаю совершить и вам. Так что
здесь я буду говорить от своего имени.
Экскурсию
свою начал я с посещения
мечети
Хазрати Хызр, расположенного
рядом с
городищем
Афросиаб.
Чтобы войти в
мечеть
необходимо
подняться
вверх по
крутым
ступенькам.
Отсюда для
меня
открылся
величественный
вид старой
части
Самарканда.
Вдали
виднеются
голубые
купола
ансамбля
Биби-Хоним и
купола
медресе на
площади
Регистан. Это
постройки
времен
Тимура. Им по 600
лет. Рядом со
всем этим
великолепием
Сиабский
базар - самый
старый и
самый
большой
базар
Самарканда.
Огромное
количество
людей с
мешками,
ведрами,
узлами,
сетками.
Машины,
тележки,
повозки. И
такое
ощущение, что
эти люди
просто не
замечают
того, что их
окружает. Оказывается,
все
приедается,
даже ТАКОЕ!
Эти древние
стены, минареты
и купола чего
только не
видели за это
время.
Поднялся
я в мечеть, и там
смотритель мечети
рассказал об
истории этой
мечети и о
личности
Хазрата
Хизра.
-
Аллах создал
дух Хазрата
Хизра за 300 лет
до создания
Земли и всего
остального.
Когда же он
облек Хизра в
материальную
форму, то дал
ему вечную
жизнь и
сделал его
властителей
всей воды. В
греческой
мифологии
ему неверно
приписаны
божественные
свойства и соответствует
он богу воды -
Нептуну. Он
считается
одним из тех
святых,
встретив
которого
человек
становится
счастливым,
здоровым,
богатым -
начинают
исполняться
желания.
Говорят, что
человек в
течение
жизни может
три раза
встретить
Хазрата
Хизра.
Что касается
истории
этой мечети,
то он
появился где-то
1280 лет назад,
когда по
преданию,
Хазрат Хизр
указал на это
место, как на
место
погребения
пророка
Хуснийо. С
этого места
начало
разрастаться
кладбище,
которое было
закрыто в 1969
году и сейчас
является
памятником,
охраняемым
ЮНЕСКО.
В
приватной
беседы ходжа
рассказал,
что на самом
деле здесь
покоится не
только тело
пророка
Хуснийо.
Здесь есть
семь уровней
захоронения
и на каждом
уровне тела
святых или
пророков.
Попрощавшись
с ходжой я
направился к
мавзолею
Шахи-Зинда.
Мавзолей
находится
где-то в 400
метрах от
мечети
Хазрати Хизр.
Шахи-Зинда
означает "живой
шах". Племянник
пророка
Мухаммада
Кусам ибн
Аббос был
послан в
Моверауннахр
(историческая
область, в
которую
входил и
Самарканд)
для
продвижения
новой
религии -
Ислама. Кусам
ибн Аббос
нашел пещеру
в одной из
возвышенностей
недалеко от
Самарканда и
поселился в
ней. Он вел
аскетический
образ жизни
проводя
время в
молитвах и
распространяя
идеи новой
религии.
Благодаря
его призывам
и проповедям
большая
часть
самаркандцев
приняла
Ислам.
Исполнив
желание
пророка
Мухаммада,
Кусам ибн
Аббос в один
из дней на
глазах
собравшихся
для молитвы
людей
отрезал свою
голову, взял в
правую руку и
спустился в глубокий колодец, ведущий в
поземный сад, где и продолжает жить до
сих пор. С тех
пор это место и
называется
Шахи-Зинда. На
надгробии Кусама имеется следующая
цитата из Корана: "И никак не считай
тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми.
Нет, живые!"
Сейчас
Шахи-Зинда -
это большой
мавзолей, где
погребены
люди веры.
Здесь же есть
и мечеть, куда
можно войти и
помолиться.
Как
я уже говорил,
Шахи-Зинда
находится на
возвышенности
и поэтому
нужно
подниматься
по
ступенькам.
Говорят, что
если
сосчитать
количество
ступенек,
когда
поднимаешься
и сосчитать, когда опускаешься
они будут
разными.
Вообще
все эти места
связанные с
именами
великих
людей,
возведенных
в ранг святых,
считаются
святыми
местами.
Сейчас сюда
приходят не
только
туристы, но и
те, кто хочет избавиться
от недугов,
несчастий,
приобрести
счастье и богатство.
Это место паломничества. И есть огромное
количество историй, когда после посещения
этого места жизнь людей менялась.
Эшон-бобо,
который был с нами во время поездки по
Самарканду рассказал одну из таких историй,
свидетелем которой он сам был.
-
Несколько лет назад ко мне по рекомендации
Института Норбекова приехали парень с
девушкой. Они приехали из Америки. Сами
узбеки, их деды еще эмигрировали от сюда.
Так вот, они были мужем и женой, и у них
несколько лет не было детей. Чего только они
не перепробовали и где только не побывали -
ничего не получалось. Приехали они ко мне, и
я их прямиком привез сюда. Почитал Коран
здесь. И они уехали. Где-то через год я узнал,
что у них родилась двойня - мальчик и
девочка.
После
"Шахи-Зинда" я направился к
Сиабскому базару. Как я уже говорил, это
самый большой базар в Самарканде. За
последнее время базар стал очень и очень
большим.
К
моему удивлению рядом с базаром шло представление.
В народе их называют "дорбозами" (канатаходцы),
хотя эти по канатам не ходили - просто
уличный цирк.
На
базаре я первым делом подошел к
продавцам лепешек. Дело в том, что
самаркандские лепешки ценятся по всему
Узбекистану. Если кто-либо на своем пути
пересекает Самарканд, то обязательно
берет с собой эти лепешки.
Лепешки очень вкусные и очень
питательные. Я слышал, что в Ташкенте
пытались делать такие лепешки.
Установили тандыр - печь глиняную,
пригласили лучших пекарей из Самарканда,
но таких лепешек как в Самарканде не
получалось. Чего только не делали. В конце концов
сказали, что вода в Самарканде особая.
Предпринимателей трудно остановить
такими пустяками, и они привезли и воду
из Самарканда, а это 300 км. Все равно
лепешки не получились. Пришлось эту
затею оставить. Так что самаркандская
лепешка - это самая эксклюзивная лепешка
в мире :).
Прямо
с базара я вошел в мечеть Биби-Хоним.
Говорят, что мечеть была построена в
1399-1404 годах Тимуром после победоносного
похода в Индию. Мечеть Биби-Хоним -
самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших
во всем мусульманском мире. В то время в
Самарканде жили самые именитые мастера
Востока. Со всех завоеванных земель
Тимур направлял в Самарканд художников,
строителей, гончаров, кузнецов,
оружейников.
По
другой легенде эту мечеть построила
старшая жена Тимура, чтобы сделать
подарок в честь его побед.
В
своем первоначальном виде мечеть
представляла собой гигантское
сооружение, состоявшее из многих построек
Ее со всех сторон окружали стены, по
углам стояли четыре высоких круглых
минарета. Наружные стены и три угловых
минареты не сохранились; только на
северо-западной стороне одиноко высится
полуразрушенный минарет высотой в 20
метров; угрожавшая падением верхняя его
часть была разобрана в 1897 году. Все постройки
некогда были объединены в единое
композиционное целое крытой галереей с несколькими
рядами каменных колонн.
Но
огромное здание мечети, строившееся
наспех, оказалось недолговечным и
начало разваливаться уже в первые годы
своего существования. В XVII веке
состояние мечети было настолько угрожающим,
что правитель Самарканда Ялангтуш-бий
решил соорудить новую соборную мечеть
на площади Регистан. Давайте, мы тоже
двинемся к площади Регистан.
Площадь
Регистан - это одно из самых красивейших
мест города. От базара к Регистану ведет
улица Ташкентская. Раньше эта улица была
одной из самых центральных в Самарканде
и с очень плотным автомобильным
движением. Сейчас - это пешеходная улица,
по обоим сторонам которой расположены
многочисленные магазины, в том числе и
не совсем обычные. В один из таких
магазинов я зашел.
Подходя
к площади Регистан я увидел "паломников"
из других городов Узбекистана. Было
время дневного намаза - молитвы, и
старики, устроившись прямо на газоне,
молились Аллаху.
Площадь
Регистан - величественный памятник. Это
нужно просто увидеть.
Площадь
эта была центром города и при Тимуре
здесь находился центральный базар.
Затем началась застройка этой площади, и
сейчас на этом месте стоят три медресе,
образующие единый ансамбль.
Первым
за строительство на этой площади взялся
внук Тимура Улугбек, который был
правителем этого города + ученным.
Медресе Улугбека
было сооружено в 1417-1420 годах. В
художественном отношении оно не
уступало постройками Тимура, но
значительно превосходило их по своей
прочности. Медресе имело 50 худжр (кельи)
и в нем обучалось более ста студентов. И
сам Улугбек преподавал в этом медресе.
Через
200 лет, тот самый Ялангтуш-бий, о котором уже
упоминалось, начал строительство
нового медресе прямо напротив Медресе
Улугбека. Медресе это называется Шер-Дор
- "со львами". На портале изображены
фантастические звери - тигро-львы,
охотящиеся за сернами. Строительство
началось в 1619 году и продолжалось 17 лет.
Медресе Шер-Дор является точным подражанием Медресе
Улугбека.
Третье
медресе - Тилля-Кори ("усыпанное
золотом") замыкает площадь Регистан с
третьей северной стороны.
Строительство этого медресе начал в
1646-1647 годах тот же самый Ялангтуш, но
скончался, не увидев завершения
строительства. Постройка замечательна
стенной живописью и богатой позолотой
внутренних стен главного помещения
мечети.
Следующее
место, которое мы посетим - это святыня
Гавсул Аъзама, расположенная в
Ургутском районе Самаркандской
области.
Гавсул
Аъзам Абу Мухаммад Муйиддин Саййид
Абдулкодир Гилоний родился в 1079 году
в области Гилани. Абдулкодир Гилоний
был основателем суфийского ордена
"Кадирия". Вот что о нем пишет
Идрис Шах в своей книге "Путь
суфиев":
"Хадрат ("Присутствие")
Абдул Кадир разработал
систему вызывания духовных
состояний, названную Наукой
Состояний. Под пером последователей
его деяния
приобрели настолько
преувеличенный характер, что
описание его личности
имеет мало общего с его собственным
определением облика суфийского
Учителя.
Излишне пылкое
увлечение экстазопорождающими
приемами, несомненно, является
причиной вырождения организаций
ордена Кадирийа. Это общий
удел многих
энтузиастов, когда
достижение измененного
состояния сознания становится
целью, а не средством,
находящимся под должным
контролем специалиста...
Подобно Джалалуддину
Руми, Абдул Кадир уже в раннем
детстве проявлял ярко
выраженные сверхъестественные
способности, и его
жизнеописания изобилуют
упоминаниями подобных случаев".
Один
из таких случаев рассказал мне
настоятель святого места, связанного
с именем Гавсул Аъзама.
"Вы знаете, что в каждом искусстве,
ремесле есть свой Пир. Так вот Гавсул
Аъзам был Пиром всех Пиров. И когда мы,
начиная что-либо делать говорим "О,
Пир, помоги в этом деле", то мы
обращаемся именно к Гавсули Аъзаму.
Однажды одна девушка,
жившая в этих краях шла за водой. В
тех местах проходил пастух. И пастух
этот схватил за руку эту девушку.
Оскорбленная девушка начала
сопротивляться, призывая на помощь
криками "О, Пир, помоги мне!". В
это время Гавсул Аъзам в Багдаде,
готовясь к молитве совершал омовение
- в этот самый момент он мыл левую
ногу. Услышав крик о помощи он взял
свой левый кавуш (кожаная обувь на
деревянной подошве) и кинул через
плечо назад. Кавуш прилетел и
ударился о пастуха и он исчез.
Девушка тоже исчезла.
И с тех пор это место стало
местом паломничества многих людей.
На месте падения кавуша
выросла чинара и забил ключ. И люди
приходят сюда за святой водой,
которая избавляет от 70 недугов.
Говорят, что Гавсул Аъзам
узнает о том, что человек вышел из
дома в намерением посетить это место
после семи шагов, которые сделает
этот человек выйдя из ворот своего
дома. И весь путь до этого места
Гавсул Аъзам находится рядом с этим
человеком, молится и просит Аллаха о
том, чтобы у него было семейное
счастье, здоровье, изобилие в доме,
чтобы были дети, если их нет. И
молитву эту он повторяет 70 раз.
Огромное количество людей,
придя сюда избавились от болезней, у
бездетных появились дети,
душевнобольные приобрели покой".
Вот
такое это место!
Прежде
чем вернуться в Самарканд, давайте
взглянем на некоторые Ургутские
фотографии.
|
|
Ургут.
Старики из махалли "Суфийон" |
Ургут.
Источник в "Чор Чинор" |
1 |
|
Ургут.
"Чор Чинор". Внутри одной из
тысячелетних чинар |
1 |
|
1 |
|
|
|
Ургут.
Лавка кондитера |
Ургутские
арбузы |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
Знаменитый
на весь Узбекистан ургутский базар |
|
|
|
|
|
Давайте
вернемся в Самарканд и посетим
могилу святого Даниила.
По
одной из версий останки святого
Даниила привез в Самарканд Амир-Темур.
Говорят, что это более-менее реальная
версия, т.к. Амир-Темур с почтением
относился к святым, пророкам, и
облагораживал места их захоронения.
По
преданию, останки были нагружены на
верблюдов. Дойдя до канала Оби Рахмат,
что в Самарканде, они остановились и
дальше не захотели идти.
Место
захоронения святого Даниила
почитается представителями всех
религий. Поэтому здесь можно увидеть
паломников из различных стран и всех
религиозных конфессий. Как и во
многих святых местах Самарканда,
здесь есть ключ с целебной водой.
Вода эта исцеляет не только тело, но и
душу.
|